Тревожные расстройства вызывают сильный страх и беспокойство, а также изменения в поведении, сне, еде или настроении ребенка.

Какие бывают виды тревожных расстройств у детей?

Различные тревожные расстройства могут поражать детей и подростков. Они включают:

Генерализированное тревожное расстройство

 Этот вид тревожного расстройства заставляет детей беспокоиться почти каждый день – и по многим причинам. Дети беспокоятся о вещах, которые волнуют большинство детей, например, о домашних заданиях, тестах или ошибках.

При этом дети с тревожным расстройством больше и чаще беспокоятся об этих вещах. У такого ребенка причиной беспокойства могут стать даже абсолютно обыденные вещи. Например, он может беспокоиться о перемене, обеденном перерыве, днях рождения, играх с друзьями или поездке в школьном автобусе. 

также могут беспокоиться о войне, погоде или будущем. Или о близких, безопасности, болезни или травмах.

Из-за тревожности детям сложно сосредоточиться в школе. Это мешает детям расслабиться и повеселиться, хорошо поесть или заснуть по ночам. Они могут пропускать много дней в школе, потому что беспокойство заставляет их чувствовать себя больными, бояться или уставать.

Некоторые дети с генерализированным тревожным расстройством хранят свое беспокойство при себе. Другие говорят о своих переживаниях с родителями или учителями. Они могут снова и снова спрашивать, случится ли что-то, о чем они беспокоятся. Но им тяжело чувствовать себя хорошо, что бы ни родители и педагоги не старались их успокоить.

Расстройство тревоги разлуки

 Для младенцев и очень маленьких детей это нормально, когда они впервые разлучаются с родителями. Но вскоре они привыкают к бабушке, дедушке, няне или учителю. И они начинают чувствовать себя как дома в детском саду или школе.

Но когда дети не перерастают страх разлуки с родителями, это называется тревожным расстройством разлуки. Даже когда они становятся старше, дети с синдромом разлуки очень тревожатся по поводу того, что они находятся вдали от родителей или дома. Они могут пропускать много дней в школе. 

Они могут сказать, что слишком плохо себя чувствуют или расстроены, чтобы идти. Они могут цепляться за родителей, плакать или отказываться ходить в школу, ночевки, свидания или другие занятия без родителей. Дома им может быть трудно заснуть или спать одному. Они могут избегать пребывания в комнате дома, если их родителей нет рядом.

Социальная фобия (социальное тревожное расстройство)

 С социальной фобией дети слишком боятся того, что подумают или скажут другие. Они всегда боятся сделать или сказать что-нибудь смущающее. Они беспокоятся, что они могут звучать или выглядеть странно. 

Им не нравится быть в центре внимания. Они не хотят, чтобы их заметили другие, поэтому они могут не поднимать руку в классе и стараться не выходить отвечать к доске. Если их вызывают в классе, они могут запаниковать и не ответить даже если хорошо знают материал.

 При социальной фобии нахождение в классе или групповое мероприятие с одноклассниками может вызвать крайний страх.

Социальная фобия может заставить детей и подростков избегать школы или друзей. Они могут чувствовать себя больными или усталыми до, или во время школьных занятий. Они могут жаловаться на другие телесные ощущения, которые также сопровождаются тревогой.

 Например, они могут чувствовать учащенное сердцебиение или одышку. Они могут нервничать и чувствовать, что не могут сидеть на месте. Они могут почувствовать, как их лицо становится горячим или краснеет.

Избирательный мутизм

 Эта крайняя форма социальной фобии заставляет детей так бояться, что они как бы теряют дар речи. Дети и подростки с избирательным мутизмом не могут разговаривать в определенных ситуациях. Например, ребенок может общаться дома со членами своей семьи и не разговаривать в школе с одноклассниками или в других местах, они испытывают страх.

Специфическая фобия

 Для маленьких детей нормально бояться темноты, монстров, больших животных или громких звуков, таких как гром или фейерверк. В большинстве случаев, когда дети боятся, взрослые могут помочь им снова почувствовать себя в безопасности и успокоиться. Но фобия – это более сильный, более сильный и продолжительный страх перед определенным предметом. 

При фобии ребенок не только боится чего-либо, но и всеми силами старается этого избежать. Если дети находятся рядом с тем, чего боятся, они испуганы, и их трудно утешить.

При определенной фобии дети могут очень бояться таких вещей, как животные, пауки, иглы или уколы, кровь, рвота, грозы, люди в костюмах или темнота.

 Фобия заставляет детей избегать мест, где, по их мнению, они могут увидеть то, чего они боятся. Например, ребенок, страдающий боязнью собак, может не пойти в дом друга, в парк или на вечеринку, потому что там могут быть собаки.

Симптомы тревожных расстройств у детей

Страдающий от тревоги ребенок может испытывать приступы страха или паники. Он может отказаться ходить в школу, прогуливать занятия или беспричинно плакать. Такие дети часто выглядят напуганными и подавленными. Они могут категорически отказываться совершать какие-либо действия или рассказывать о том, что их беспокоит.

Тревожность может повлиять на самочувствие ребенка. Он может испытывать дрожь, нервозность или у него может участиться дыхание. Некоторые дети чувствуют «бабочек» в животе, у них краснеет лицо и потеют руки. Также у ребенка может быть сухость во рту или учащенное сердцебиение.

Эти симптомы тревоги являются результатом реакции «бей или беги». 

Это нормальная реакция организма на при, которой организм отвечает на стресс выбросом естественных химических веществ.  Они влияют на частоту сердечных сокращений, дыхание, мышцы, нервы и пищеварение. 

Такой ответ организма предусмотрен природой на случай реальной опасности. Но при тревожных расстройствах реакция «бей или беги» чрезмерно активна. Это происходит даже тогда, когда реальной опасности нет.

Причина тревожных расстройств у детей и подростков

Основными причинами возникновения тревожных расстройств у детей являются:

Наследственная предрасположенность

Если кто-либо из членов семьи страдал тревожными расстройствами, то есть большая вероятность того что ребенок также будет склонен к повышенной тревожности. Такой «подарок» ребенок может получить не только от родителей, но и от бабушки, дедушки, тети, дяди или даже от дальних родственников.

Химические процессы в мозге

 Гены помогают управлять работой химических веществ мозга (называемых нейротрансмиттерами). При нехватке определенных веществ в мозгу ребенок может испытывать частые приступы тревожности.

Тяжелые жизненные ситуации

 Нередко к повышенной тревожности приводит пережитый стресс. Потеря друга, серьезная болезнь, смерть близкого человека, насилие или жестокое обращение могут привести к тому что ребенок будет тревожиться, опасаясь того что тяжелая ситуация наступит вновь.

Заученное поведение

  Воспитание в семье, члены которой постоянно испытывают страх или тревогу, тоже может «научить» ребенка бояться.

Диагностика тревожных расстройств у детей

Тревожные расстройства могут быть диагностированы квалифицированным терапевтом. Врач поговорит с вами и вашим ребенком и задает вопросы. Он спросит, как и когда у ребенка возникают наибольшие беспокойства и страхи. Знание ситуации помогает диагностировать конкретное тревожное расстройство, которое есть у ребенка.

Внимание!

Ребенку или подростку с симптомами тревожности необходимо регулярно проходить медосмотр. Это помогает убедиться, что симптомы не вызывают никаких других проблем со здоровьем.

Лечение тревожных расстройств у детей

Чаще всего тревожные расстройства лечат с помощью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Это тип разговорной терапии, который помогает семьям, детям и подросткам научиться справляться с беспокойством, страхом и тревогой изменив негативные мысли.

КПТ учит детей тому, что их мысли и действия влияют на их чувства.

Терапевт помогает детям практиковать позитивное мышления и справляться со страхами. Со временем дети учатся противостоять страхам и чувствуют себя более уверенно. Они учатся спокойному отношению к ситуациям, которых они раньше боялись. Когда страх уходит ребенок получает дополнительную энергию, чтобы

 сосредоточиться на других вещах – например, на школе, занятиях и развлечениях. Помимо терапевтических занятий ребенку могут быть назначены успокаивающие препараты, которые используются для снятия беспокойства.

Как родители могут помочь ребенку страдающему от повышенной тревожности?

Помогите ребенку справиться со страхами.  Похвалите ребенка за то, что он прилагает усилия, направленные на то, чтобы справиться со страхами и беспокойством. Расскажите ребенку о том, как вы тоже испытывали страх в детстве, но смогли справиться с эти. Знание того что он не один в своих переживаниях придает ребенку уверенность в своих силах.

Поощряйте и хвалите ребенка даже за маленькие шаги, направленные на борьбу с беспокойством и страхом. Объясните ребенку, что отказываться или избегать того, чего он боится это не лучший выход из ситуации.

Не спешите. Борьба с тревожностью требует времени. Но приложенные усилия обязательно принесут свои плоды.